Формула расчёта налоговой нагрузки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формула расчёта налоговой нагрузки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Умение грамотно рассчитать уровень налоговой нагрузки — важное, но недостаточное умение бухгалтера (предпринимателя, финдиректора) при оценке риска ВНП. Важно научиться видеть развернутую картину своего налогового потенциала и правильно оценивать риск назначения ВНП.

Низкая налоговая нагрузка: чего можно не опасаться

Налоговики считают, что низкая налоговая нагрузка — первый признак применения налогоплательщиком схем уклонения от налогов, но не единственный. Поэтому только по показателю низкой налоговой нагрузки:

  • Налоги автоматически не доначислят.

Сначала контролерам придется доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды или нарушения налогового законодательства.

  • Не станут вызывать директора и главбуха в инспекцию.

Для вызова нужны более веские аргументы: у контролеров накопились вопросы по контрагентам, выставившим счета-фактуры, есть подозрения в применении незаконных налоговых схем и т. д.

  • Не включат сразу в план выездных проверок.

Чтобы стать претендентом на выездную проверку, одной низкой налоговой нагрузки мало. Контролеры примут решение на основе совокупности специальных критериев (об этом расскажем далее).

Для налогоплательщиков низкий показатель налоговой нагрузки является маркером — сигналом о необходимости понять причины отклонений от среднеотраслевого показателя и оценить риски ВНП.

Методики оценки налоговой нагрузки

Единой методики расчета налоговой нагрузки нет. На практике используются 2 методики:

  • по общедоступным критериям. По ней налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций;
  • по калькулятору ФНС. Этот сервис предназначен для расчета нагрузки по определенному виду деятельности и региону. Сервис позволяет налогоплательщикам, применяющим ОСН, сравнить свою налоговую нагрузку, в том числе по отдельным налогам, со средними значениями по отрасли в разрезе регионов. ФНС рекомендует использовать информацию, размещенную в Сервисе, для самостоятельной оценки налоговых рисков, а также информирования налогоплательщиков с целью повышения их налоговой дисциплины и грамотности (письмо ФНС от 11.02.2019 № БА-4-1/2308).

Новая налоговая нагрузка за 2021 год: как пояснить ФНС, почему ваша ниже отраслевой

ФНС обновила данные о средней налоговой нагрузке по отраслям за 2021 год. Рассказали, как рассчитать налоговую нагрузку и что отвечать налоговикам, если ваша ниже.

Налоговая нагрузка — это доля налогов в общей выручке предприятия. По этому показателю ФНС определяет, не уклоняется ли компания от уплаты налогов. Для контроля налоговой нагрузки ежегодно устанавливают безопасный коэффициент.

В 2021 году коэффициенты выросли для сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых, а вот для строительства, оптовой и розничной торговли, гостиничного бизнеса — стали меньше. Несмотря на то, что для большинства отраслей нагрузка снизилась, ФНС продолжает пристально следить за показателями.

Если процент налогов, которые платит компания ниже среднего по отрасли, ей придется представить пояснения ФНС. Иначе налоговая приедет с выездной проверкой. Также налоговики могут заблокировать счет по 115-ФЗ — антикризисный мораторий на блокировку действует только до 1 июня 2022 года и скоро подойдет к концу.

Налоговая нагрузка: ФНС публикует среднеотраслевые показатели

Каждый год ФНС публикует среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки — сведенные воедино данные в таблице за предыдущий год. Именно на эти показатели компаниям нужно ориентироваться при расчете своей персональной налоговой нагрузки.

Для чего компаниям необходимо знать среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки, как правильно рассчитать налоговую нагрузку, где найти показатели налоговой нагрузки по отрасли – на эти и другие вопросы ответим в нашей статье.

Налоговая нагрузка — это совокупный показатель всех налогов и сборов, которые компания должна перечислить в бюджет государства. До 2020 года налоговая нагрузка на бизнес в России неуклонно росла.

Читайте также:  Муж не платит алименты куда обращаться брест

Ощутимую динамику за последние пару лет налоговая нагрузка демонстрировала на рынке добычи полезных ископаемых, в строительстве, на рынке управления недвижимостью, в кожевенном производстве, подросла налоговая нагрузка для гостиниц, организаций сферы общественного питания, связистов и многих других.

Справедливости ради нужно отметить, что по небольшому перечню видов деятельности налоговая нагрузка за последние несколько лет снизилась, например, на производство продуктов питания, сигарет, напитков среднеотраслевой налог сократился с 28,2% до 16,9%. Однако 2020 год внес свои коррективы в показатели налоговой нагрузки.

Обозначилась тенденция к общему снижению показателей. В таблице мы привели значения налоговой нагрузки по отраслям; справочно добавили значения фискальной нагрузки, а также значения показателей прошлого года.

Также по приведенной таблице вы сможете оценить увеличение или уменьшение показателей (обозначено зеленым – уменьшение показателя налогово

Налоговая нагрузка по отраслям. Скачать данные для 2021 года.

Для чего компаниям необходимо знать среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки, как правильно рассчитать налоговую нагрузку – на эти и другие вопросы читайте ответы далее.

Фнс рассчитала налоговую нагрузку по отраслям в 2021 году — новости право.ру

Самая высокая налоговая нагрузка падает на нефтегазовую отрасль, а максимальную рентабельность показывают добыча металла и лесозаготовки.

Федеральная налоговая служба опубликовала статистику по налоговой нагрузке и рентабельности разных отраслей экономики в 2021 году. Ниже всего в минувшем году была налоговая нагрузка на оптовую и розничную торговлю (2,8%), но и рентабельность у нее составила только 8,8%. Налоговая нагрузка на добычу полезных ископаемых составила в среднем 40,4%, зато рентабельность в этой сфере может даже превосходить 100% — этот показатель составил 118% для добычи металлических руд.

В этом сюжете

Рентабельность добычи других видов полезных ископаемых несколько ниже: 50,6% для угля, 28,4% для нефти и газа, 40,3% для других видов полезных ископаемых. В среднем добыча полезных ископаемых дает рентабельность 37,3%.

После добычи ископаемых «чемпионы» по налоговой нагрузке — операции с недвижимостью (21,8%), административная деятельность (18,2%), почтовые и курьерские услуги (17,4%), а также информация и связь (14,7%). Самая низкая нагрузка, помимо торговли, в растениеводстве и животноводстве (3,6%), химической промышленности (3,6%) и в производстве и распределении газообразного топлива (3,7%).

Высокую рентабельность показали в 2021 году лесозаготовка (67,8%), производство лекарств (51,6%) и химическая промышленность (43%). Худшую рентабельность показало производство автомобилей — всего 0,9%.

Производство и распределение газообразного топлива (2,8%), почтовые и курьерские услуги (3,2%), госуправление, обеспечение безопасности и социальной безопасности (4,9%) также показывают низкую рентабельность.

Уровень налоговой нагрузки определяют как отношение суммы налогов по данным ФНС к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
  • Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Расчет налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка (НН) может быть рассчитана:

  • в абсолютной величине – подсчетом точной суммы налоговых начислений. Это значение недостаточно информативно, оно необходимо, в основном, аналитикам компании;
  • в относительной величине – определением процента средств, направленных на погашение налоговых обязательств (КНН), по отношению к выручке компании за год, по формуле:
Читайте также:  Как вступить в наследство по завещанию

КНН = СН (сумма налогов) / В (общая выручка за год, включая внереализационный доход) х 100%.

Относительная нагрузка указывает, какую часть дохода фирма отчисляется в бюджет.

Порядок расчета ФНС конкретизировала в приказе № ММ-3-06/333@. Рассчитывая НН следует:

  • учесть только «очищенную» от НДС и акцизов выручку;
  • учесть уплаченный НДФЛ;
  • не включать в расчет страховые взносы.

В расчете НН для предприятий, работающих на ОСНО, в сумме начисленного налога следует учитывать:

  • начисленные к уплате налоги – на прибыль, НДС, другие, указанные в соответствующих декларациях;
  • выручку, отраженную в отчете о финансовых результатах (без НДС).

Как будет с 1 января 2023 года

Компании и ИП из ювелирной сферы должны будут перейти на ОСНО. Их налоговая нагрузка увеличится:

  • Юрлица будут платить 20% налога на прибыль, 20% НДС и до 2,2% — на недвижимость, земельный участок и транспорт.
  • ИП придётся платить 20% НДС и НДФЛ по ставке 13–15%.

Сколько налогов может заплатить ИП с выручкой 5 млн рублей в год, если перейдёт с УСН на ОСНО?

  • НДС 20% — 1 млн рублей. Это налог со всей стоимости изделий, но на самом деле предприниматель обычно платит его только с наценки, потому что уменьшает исходящий НДС на входящий. А если за три месяца выручка предпринимателя меньше 2 млн, то НДС он может не платить — п.1 ст. 145 НК РФ.
  • НДФЛ 13% — 650 тыс. рублей. Итоговую сумму тоже можно снизить, если использовать профессиональные вычеты.

Как компании уходят от налогов

В целях выявления недобросовестных налогоплательщиков 13.07. 2017 г. Минфин в соавторстве с ИФНС и СК РФ выпустил письмо № ЕД-4-2/13650@, содержащее подробные инструкции по установлению умысла руководства компаний в неуплате налогов. Следование этому регламенту позволяет сотрудникам ИФНС без труда выявлять уклонистов.

Самыми популярными на 2019-й являются следующие:

  • Фиктивные сделки. Речь идет о фиктивных документах между контрагентами с целью завышения расходов или занижения доходов, что в свою очередь ведет к снижению базы по НДС и налогу на прибыль.
  • Дробление бизнеса. Применялось при УСН: при достижении лимита дохода по одной компании дальнейшие сделки оформлялись через другую, принадлежащую тем же лицам, расположенную по тому же адресу и ведущую тот же вид деятельности.
  • Льготные налоговые ставки. Самая популярная схема подразумевает сделку с компанией, ведущей деятельность в ОЭЗ. Ей, попадающей под нулевую ставку налога на прибыль, переводятся активы: здания, техника, транспорт. Вторая компания (реальный собственник активов) арендует их у первой. В результате первая, имея явный доход, не платит налог на прибыль (действует льгота), а вторая снижает базу за счет увеличения расходов на аренду.
  • Замена договора. Чтобы не платить НДС с полученного аванса, компании подменяют сделку купли-продажи договором комиссии или займа. После оформления отгрузки «займ» отражается в расчетах.Использование договора лизинга вместо купли-продажи позволяет намного быстрее списать стоимость приобретенного по нему основного средства в расходы и снизить базу налога на прибыль. При купле-продаже недвижимости замена типового договора реализацией доли в уставном капитале не попадает под НДС. Создав специально для продажи здания ООО с минимальным уставным капиталом и внеся в него сумму, необходимую для покупки недвижимости, продавец рассчитывается ею с реальным собственником недвижимости – своей же организацией. Далее оформляется договор о продаже доли в этом ООО – ее покупает новый собственник здания. В результате сделка по приобретению объекта недвижимости на юрлицо не попадает под НДС, а созданное для нее ООО нужно только для проведения одной операции.
  • Работа через фирмы-однодневки. Они нужны для создания фиктивного документооборота с целью снижения налогооблагаемой базы.
  • Документооборот и расчеты с субподрядчиками, не осуществляющими деятельность. Оформление документов и платежей с компаниями-посредниками также нацелено на снижение налогов к уплате. В реальности субподрядные организации в исполнении сделки участия не принимают. Перечисленные им средства затем возвращаются, как ошибочно перечисленные или в связи с расторжением договора.

НДС: необходимые изменения

Что же касается льгот по НДС, то имеющиеся на сегодняшний день также мало эффективны. Конечно, от НДС освобождены операции по добавленной стоимости. Государство старается стимулировать финансовый сектор без использования ограничений или каких-либо условий. А вот для инновационных расходов обязательно нужно проводить много процедур, которые позволят ограничить активность к инновациям. И сегодня баланс между услугами и реальным сектором должен быть обязательно.

Читайте также:  Правила увольнения по собственному желанию 2023 без отработки в России

Также под сомнение попадает обложение НДС изделий, с которых берутся акцизы. Ведь в этом случае в налоговый оборот входит и стоимость акцизы. А это предполагает двойное обложение налогами и его, несомненно, нужно ликвидировать. Вообще предполагается снизить ставку НДС до 12%, а лучше всего пересмотреть ее замену на налог с продаж.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.
  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

Итоги 2019 – 2020 годов

Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.

В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.

В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.

Налог на прибыль в 2022 году

Налог на прибыль в 2022 году зависит от следующих моментов:

Момент

Комментарий

Объект

Финансовый результат произведенной деятельности (в т.ч. коммерческой) — разница между доходами и расходами

Налогооблагаемая база

Превышение доходов над расходами в денежном выражении

Налоговый период

Календарный год

Ставки

Стандартная ставка 20% (3% — в федеральный бюджет, 17% — в региональный бюджет)

Исчисление платежа

Регламентирован гл. 25 НК

Правила уплаты

Авансы — ежемесячно или ежеквартально

За год — по окончании отчетного квартала

Сроки уплаты

Авансы — 28-е число месяца, идущего после отчетного периода

За год — 28 марта года, идущего за прошедшим календарным годом

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *